Медиактивист: протестуй, не вставая с дивана!
Оставь это сообщение на любимом форуме, в ЖЖ, на своем сайте
Развитое гражданское общество, которое только начинается строиться в России, невозможно без развитого правосознания и правовой культуры граждан. К сожалению, защита собственных прав для многих россиян – во многом дань моде. Экзальтированные барышни, подражая героям какой-нибудь «Санты-Барбары», заключают брачные контракты. Предприимчивые депутаты подают на газеты иски «об оскорблении чести и достоинства». Подвыпившие подростки, попав в милицейский участок, требуют присутствия адвокатов. Блюстители правопорядка отвечают им нехорошей ухмылкой.

Однако почти единичными являются потребительские иски, предъявляемые к по-настоящему крупным компаниям. На слуху разве что многочисленные процессы против туристических фирм-однодневок, по вине которых тысячи россиян ежегодно остаются без денег и полноценного отдыха. Транснациональные же корпорации будто бы остаются «священной коровой» – как для судов, чрезвычайно редко принимающих к рассмотрению иски к разного рода макдоналдсам, кока-колам и филип моррисам, так и для несмелых потребителей, не испытывающих особого доверия к российской судебной системе.

А вот американцев не напрасно называют нацией сутяжников. Чуть что не по ихнему – сразу бегут за адвокатом и – в суд, отвоевывать сотни тысяч долларов за вред, нанесенный ненасытными буржуинами их здоровью, психике и вере в демократию. Крупнейшие транснациональные компании чувствуют себя в Штатах, да, впрочем, и в Европе, как Аудузлу-паша в осажденном Измаиле и очень боятся обидеть потребителя, который, как показывает практика, почти всегда оказывается прав.

В 1992 году пенсионерка Стелла Либек подала в суд на известную компанию глобальной жрачки «Макдональдс». Старушка, купив на заправке в забегаловке этой фирмы запечатанный стаканчик кофе, забралась в машину, за рулем которой сидел ее внук, и, зажав стаканчик между коленями, попыталась снять с него крышку. В этот момент машина тронулась с места. Горячий напиток разлился и обварил ноги миссис Либек. Та, вылечив ожог третьей степени, подала на «Макдональдс» в суд. Процесс продолжался почти три года и окончился, в конце концов, тем, что производители фастфуда вынуждены были раскошелиться не на один миллион долларов в пользу настойчивой дамы. Не менее громко в тех же Штатах прошли и ведутся до сих пор и процессы по поводу исков загибающихся от рака легких курильщиков к «Филип Моррису» и прочим табачным гигантам. Любая гайка может сказочно озолотить отыскавшего ее в столовском супе американца. 
Казалось бы, какое дело нам до проблем американской старухи, ошпарившей себе ляжки, или курильщиков, знавших с младых ногтей, что капля никотина убивает лошадь? А самое прямое и непосредственное. Для нас, беззащитных и всеми третируемых российских потребителей есть живые примеры того, как простой обыватель может не просто защитить себя от наглых и алчных капиталистов, делающих миллиардные состояния на человеческом здоровье. Жаль только, что у нас подобные случаи до сих пор являются, скорее, исключением из правил.

28 июля жительница подмосковных Химок Наталья Кашуба выиграла суд против российского подразделения компании Coca-Cola – ООО «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия», отсудив за вызванное употреблением широко разрекламированного напитка обострение гастрита… 3133 рубля. Эка невидаль, – хмыкнут наши соотечественники, надолго, а то и навсегда расставшиеся со здоровьем из-за некоторых особенностей отечественных продуктов. Но для России этот случай действительно оказался беспрецедентным – впервые в нашей истории обычный гражданин через суд смог отстоять свои права перед огромной транснациональной империей. Прежде такого не возможно было и представить – суды даже не принимали подобные иски к рассмотрению, что дает основание предполагать наличие своеобразного сговора судей, не желающих связываться с сильным противником.

Медики до сих пор еще не могут определить размер ущерба нанесенного здоровью нации иноземной «ленивой» жратвой. И вовсе не потому, что не понимают – они-то бьют во все колокола. Но вот только они для транснациональной торговой братии – просто валдайские колокольчики, заглушить которые через громко орущие мегафоны проще простого. Вот ТНК и впаривают доверчивым покупателям вредную для здоровья продукцию. Не отстают от американо-европейских толстосумов и новоявленные энтузиасты мирового рынка – китайцы, которые торгуют в России (да и по всему миру) детскими игрушками и бельем, пропитанными красителями, как выяснилось, вызывающими рак. 
Транснациональные компании, оккупировавшие планету, должны, наконец, понять, что они не более желанны в нашей стране, чем известные «гости» во время пресловутого «ига». С вилами на производителей «кол» и прочей отравы, конечно, не пойдешь. Врага нужно бить его же оружием – отработанными за века всепланетного грабежа юридическими процедурами. Как говорится, на его же территории.

Наталья Кошуба выиграла 3133 рубля. В любой вонючей Америке это было бы 3 миллиона долларов минимум. А наши суды НИКОГДА не назначают высокие компенсации за моральный и материальный ущерб. Именно поэтому наши граждане не подают в суд -  возни слишком много, а результат - смешной. Но именно поэтому транс-национальные корпорации и травят нас чем попало, поэтому и обслуживают нас по-хамски. В судебных компенсациях корень проблемы! Надо заставить нас уважать! Надо заставить президента, верховный суд, Думу принять меры, увеличивающие компенсации!
0.032612085342407