форум | предложи акцию | создай свою акцию | региональные акции | индивидуальные акции | сообщество в ЖЖ |
Напиши в ГосДуму |
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Господа депутаты! Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) закреплено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи. Нормы о праве на жилище как составной части права каждого на достаточный жизненный уровень содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (п. 1 ст. 11). Причем, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., обязательным является условие свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. После принятия Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на достаточное жилище стало частью общепризнанных стандартов прав человека. Подтверждением этому является Глобальная стратегия в области жилья до 2000 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г., в которой, в частности, указывается на то, что право на надлежащее жилище получило всеобщее признание со стороны международного сообщества. Согласно определению Глобальной стратегии достаточное жилище означает надлежащую жилую площадь, надежную защиту частной жизни, надлежащую безопасность, надлежащие освещение и вентиляцию, надлежащую базовую инфраструктуру, надлежащее расположение в отношении производственных и других важных объектов, причем все это - за умеренную плату. Позднее право на жилище получило свое развитие в других документах по правам человека. Так, в ст. 31 Европейской социальной хартии (пересмотренной) (ETS N 163) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) закреплена обязанность государств принимать меры, направленные на: а) содействие доступу к жилью, отвечающему должным требованиям; б) предотвращение бездомности и сокращение ее масштабов с целью ее постепенной ликвидации; в) поддержание цены на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств. В ст. 30 закреплена норма общего характера, направленная на обеспечение эффективного осуществления права на защиту от нищеты и социального отторжения и предусматривающая принятие государствами в этих целях мер по облегчению доступа к жилью лиц, живущих в условиях социального отторжения или нищеты. Часть 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Цифры неумолимы: общий ввод жилья в РФ за 1996-2000 гг. составил 160 млн кв. м (примерно столько строили в 50-е годы) против 343 млн кв. м в РСФСР за пятилетие 1986-1990 гг. При этом следует учитывать, что необходимо так или иначе повышать площади квартир, поскольку средняя жилищная обеспеченность на человека в РФ недопустимо низкая на мировом фоне. У нас она составляет 19,7 кв. м общей площади, а в Норвегии она равна 74 кв. м, во Франции — 43 кв. м, в Чехии — 28 кв. м, на Украине — 26 кв. м. И это притом, что население в РФ вымирает почти на миллион человек в год, старательно повышая данный показатель. Существующий же жилой фонд является чрезвычайно проблематичным. Даже без учета фонда панельных домов он включает 90 млн кв. м ветхого и аварийного жилья, объемы которого растут на 20-25 и более млн кв. м в год. 290 млн кв. м требуют неотложного капитального ремонта, 250 млн кв. м — реконструкции, около 400 млн кв. м фонда не благоустроено. Панельные жилые дома составляют более половины фонда. Расчетный срок их планового капитального ремонта — 20-25 лет. Однако реально объемы ремонта составляют не более 0,3% от их фонда при нормативе 4-5%. Очевидно, что и этот фонд деградирует, теряет потребительские качества, а общий износ всего массива жилого фонда превысил 50%, что говорит о приближении к рубежу, когда основная часть жилого фонда страны станет непригодной для ремонта. Важно понимать, что капитальный ремонт по затратам фактически равен затратам на введение нового жилья. Получается, что снижение строительства жилья накладывается на резкое выбытие из строя имеющегося жилья. Уже к 2010 году не менее 3 млн семей физически окажется «на улице». И эта цифра при продлении существующей ситуации будет расти по экспоненте. Что следует из этого? Простой вывод: чтобы не снижать качество проживания в ближайшие уже годы мы должны начать строить как минимум в 3 раза больше жилья: не менее 90 млн кв. м. в год. А это, в свою очередь, требует троекратного увеличения строительных мощностей и их радикальное технологическое обновление. Миллионы россиян до сих пор живут в домах без минимальных удобств – без канализации, без водопровода, без телефона, без асфальтированных дорог, о чем в цивилизованных странах забыли уже несколько десятилетий назад. Еще миллионы не имеют отдельной жилплощади и живут в порожденных революцией и сталинской индустриализацией коммуналках. Таких людей осталось немало даже в Москве – около 10%. Квадратный метр массового современного жилья в США на восточном побережье стоит 600-700 долларов в отдельном двухэтажном доме при среднем доходе семьи из трех человек в 40 тысяч долларов в год, а в Москве цена уже перевалила за 3000 долларов при среднем доходе на семью с двумя работающими в 5-6 тысяч долларов в год. Сто двадцать - сто пятьдесят квадратных метров жилья для средней семьи даже по американским ценам обойдутся в добрую сотню тысяч долларов. Между тем, по всем нормативам, и по здравому смыслу, семья не может тратить на выплату жилья более 30%-40% своих доходов. Средний доход россиянина сегодня около 170 долларов. Значит, семья с двумя работающими и уровнем доходов от среднего до чуть выше среднего может потратить на жилье не более 1500-2000 долларов в год и, следовательно, у нее займет пятьдесят лет, чтобы накопить на жилье современного качества по американским ценам и несколько сотен лет – по сегодняшним московским. Специалисты видят перспективу в ипотеке, то есть в предоставлении человеку возможности купить жилье в кредит, использовав в качестве залога само жилье. Ипотека в России действует и сейчас. Но, во-первых, первый взнос, который требуют банки велик – 20%, процент по кредиту высок – 15% и выше, а срок ипотеки мал – пять лет. И тем не менее, цена квартиры при таком проценте и при таком сроке почти удваивается по сравнению с первоначальной, а жилье становиться еще более недоступным. Сегодня в России покупатели ищут строителей, а не наоборот. Об этом свидетельствует колоссальный разрыв между ценой жилья на рынке и его себестоимостью. В среднем по стране цена жилья выше себестоимости без малого в два раза (если точно, то в 1.89 раза). В Москве же разрыв между себестоимостью и ценой жилья составляет десятки раз. Напрашивается очевидный вывод о том, что вводимого жилья явно не хватает, поэтому у продавцов имеется возможность искусственно повышать цены на первичном рынке, а вторичный рынок догоняет его по ценам. В Москве платное жильё давно стало недоступным для тех, кто в нём нуждается, а городского социального строительства, несмотря на все усилия, о которых рассказывают московские чиновники, всё равно не хватает. Ни для кого не секрет что в Москве создан уникальный механизм лицензирования строительных работ, получения разрешений на строительство, надзора за ведением работ, приёмки объектов, который обеспечивает и спекулятивно высокие цены на готовое жильё, и перераспределение доходов между "своими" строительными фирмами и чиновничьей братией. Первичными "газами", которые раздувают "мыльный пузырь" вновь возводимой московской недвижимости, служат сверхдоходы от экспорта нефти. Часть их, пройдя многие передаточные звенья, "легализуется" через строительные подряды, другая часть представляет "белые" и теневые доходы бизнесменов и чиновников, которые выгоднее всего не хранить в рублях или валюте, а вкладывать в строительство. Поэтому цены на московское жильё растут быстрее, чем любой банковский процент, обгоняя и инфляцию, и даже удорожание нефти на мировом рынке. Аналитики и эксперты сравнивают этот чудовищно "перегретый" рынок с "финансовыми пирамидами" вроде печально памятных МММ или ГКО. Если пять лет назад для сбережения денег или перепродажи покупали один-два процента строящихся квартир, то теперь эта доля превысила треть вновь возводимого жилья. Считаем, что имеет место очевидный преступный сговор с целью установления и поддержания монопольно высоких цен на жилье при полном попустительстве со стороны органов государственной власти. Большинство граждан России лишено, даже теоретических шансов приобрести жилье законным способом. Просим Вас принять законные меры к предотвращению очередной экономической катастрофы и защите наших конституционных прав. |